Решение Северного районного суда г. Орла от 12.08.2015 по делу 2-733/2015

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

12 августа 2015 г. г.Орел

Северный районный суд г. Орла в составе:

председательствующего судьи Тишаевой Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Гостенковой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Северного районного суда г. Орла гражданское дело по заявлению Федоровой Т.В. о признании незаконными действий нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 по отказу в совершении нотариального действия и обязании совершить нотариальное действие,

УСТАНОВИЛ:

Федорова Т. В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действий нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 по отказу в совершении нотариального действия и обязании совершить нотариальное действие. В обоснование заявленных требований указала, что она является наследницей по закону на имущество своей мамы ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ. Наследственное имущество состоит из квартиры, расположенной по адресу <адрес>. В установленный законом срок ею были собраны и поданы на имя нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 все необходимые документы для введения в наследство, в том числе справка ГУП Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» от 26.11.2014 года об инвентаризационной стоимости наследуемой квартиры. 31 января 2015 года при личном обращении в нотариальную контору за получением свидетельства о праве на наследство по закону и оплате нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону указанная справка помощницей нотариуса ФИО7, временно исполняющей обязанности нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3, была возвращена ей по тем основаниям, что для исчисления нотариального тарифа необходимо представить нотариусу справку о кадастровой стоимости квартиры или произвести её оценку в организации согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности. 03 марта 2015 года она через Президента Орловской областной нотариальной палаты ФИО8 вновь обратилась с заявлением к нотариусу Орловского нотариального округа ФИО3 с просьбой принять от нее нотариально заверенную копию справки ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» от 26.11.2014 года об инвентаризационной стоимости кв.<адрес> для исчисления нотариального тарифа за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и просила выдать ей свидетельство о праве на наследство по закону на наследственное имущество: квартиру, расположенную по адресу <адрес>. В случае отказа ей в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону просила вынести постановление об отказе в совершении нотариального действия. Указанное заявление было передано нотариусу ФИО3 05 марта 2015 года. Однако, данное обращение было оставлено нотариусом Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3, без внимания, никаких действий со стороны нотариуса ФИО3 не последовало. 21 мая 2015 года она повторно направила нотариусу Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 заявление, подлинность подписи на котором засвидетельствована нотариально, с просьбой выдать ей свидетельство о праве на наследство по закону, направив его наследнице по почте. К указанному заявлению она приложила подлинник справки ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» от 26.11.2014 года и произвела оплату государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону путем перечисления денежных средств нотариусу Орловского нотариального округа ФИО3 в размере, установленном пп.22 п.1 ст.333.24 Налогового кодекса РФ от 05.08.2000 N 117-ФЗ (в ред. от 29.12.2014) и исчисленной на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса РФ. 28 мая 2015 года нотариусом Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 было направлено ей письмо, из содержания которого следует, что нотариус не принимает для исчисления нотариального тарифа как документ о стоимости наследственного имущества справку ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» от 26.11.2014 года об инвентаризационной стоимости квартиры, в связи с чем, не может выдать ей свидетельство о праве на наследство по закону. Несмотря на то, что нотариусом Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 не вынесено постановление об отказе в совершении нотариального действия, по своему содержанию направленный ей ответ является отказом нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 в совершении нотариального действия по выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону на имущество её мамы ФИО2, умершей 16 июня 2014 года на основании оплаченного нотариального тарифа, исчисленного по справке ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» от 26.11.2014 года. Спора о праве не имеется. Действия нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 об отказе применить справку ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» от 26.11.2014 года об инвентаризационной стоимости наследственного имущества для исчисления нотариального тарифа при выдаче свидетельства о праве на наследство по закону являются незаконными по следующим основаниям. В силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» с 1 января 2013 г. на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, и положения нормативных правовых актов в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства с указанной даты не применяются. Статьей 19 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации, осуществляемого в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Указ Президента Российской Федерации от 1 ноября 2013 г. N 819 «О Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации») порядок осуществления государственного учета жилищного фонда не установлен, и в настоящее время продолжает действовать Порядок осуществления государственного учета жилищного фонда, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. N 1301 «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации» (далее — Порядок учета) (в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации). Пунктами 3, 7 Порядка учета предусмотрено, что государственный технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро. Также в настоящее время продолжает действовать Инструкция о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденная приказом Министерства Российской Федерации по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 4 августа 1998 г. N 37 (далее — Инструкция). В соответствии с Инструкцией расчет инвентаризационной стоимости является одним из компонентов организации работ по учету жилищного фонда. При этом с 1 января 2013 г. в силу части 8 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» проведение технической инвентаризации объектов жилищного фонда не является обязательной и осуществляется по желанию собственника объекта жилищного фонда. Органы БТИ, проводившие до 1 января 2013 года государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов капитального строительства и имеющие в своих архивах соответствующие сведения об инвентаризационной стоимости объектов жилищного фонда, могут выдавать собственникам объектов недвижимости информацию об инвентаризационной стоимости данных объектов жилищного фонда по состоянию на запрашиваемую дату. На основании подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Кодекса для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство объектов недвижимого имущества по выбору плательщика может быть представлен документ с указанием их инвентаризационной стоимости. В случае если информация об инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества по состоянию на запрашиваемую дату отсутствует, то для исчисления размера государственной пошлины (нотариального тарифа) может применяться по выбору плательщика рыночная, кадастровая либо иная (номинальная) стоимость указанного имущества. Указанное положение Закона по вопросу законности применения инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества для исчисления размера государственной пошлины (нотариального тарифа) неоднократно разъяснялось Министерством финансов РФ. Указанные разъяснения содержатся в обзоре законодательства РФ за период с 14.03.2014 года по 30.05.2014 года. В соответствии с п.9 «Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав» если наследником, принявшим наследство, представлены все необходимые документы для выдачи свидетельства о праве на наследство и произведена оплата нотариального тарифа в установленном размере, то по его просьбе, изложенной в письменной форме, свидетельство о праве на наследство ему может быть направлено нотариусом по почте. В случае отправления наследником заявления нотариусу с указанной просьбой по почте подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована в соответствии со статьей 1153 ГК РФ (п. 1, абзац второй). Таким образом, свидетельство о праве на наследство по закону должно было быть выдано Федоровой Т.В. после 16 декабря 2014 года при наличии заявления наследника о выдаче свидетельства, в том числе и путем направления нотариусом данного свидетельства наследнику по почте. По изложенным основаниям, просит суд признать незаконными действия нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 об отказе ей в совершении нотариального действия по выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО2, умершей 16 июня 2014 года на основании оплаченного нотариального тарифа, исчисленного по справке ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» от 26.11.2014 года об инвентаризационной стоимости наследственного имущества — квартиры, расположенной по адресу <адрес>. Обязать нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 исчислить нотариальный тариф за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону на основании справки ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» от 26.11.2014 года об инвентаризационной стоимости наследственного имущества — квартиры, расположенной по адресу <адрес>. Обязать нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 совершить нотариальное действие по выдаче ей свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, направив его по почте по адресу: <адрес> Центральный филиал Орловской областной негосударственной некоммерческой организации «Орловская областная коллегия адвокатов». Взыскать с нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 2000 в её пользу судебные расходы, связанные с подачей жалобы в суд в размере № рублей, из которых № рублей за оплату государственной пошлины и № рублей за почтовые расходы.

В судебном заседании заявитель Федорова Т. В. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в заявлении основаниям. В дополнение суду пояснила, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, взимают нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе. С 1 января 2015 года установлен новый порядок взимания налога на имущество физических лиц. Данный налог является местным и вводиться в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение об определении налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения. Орловским городским Советом народных депутатов 27.11.2014 года принято решение об установлении на территории города Орла с 01.01.2015 года ставки налога на имущество физических лиц в зависимости от инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Определение стоимости наследственного имущества не входит в компетенцию нотариуса, указание в свидетельстве о праве на наследство инвентаризационной стоимости наследственного имущества необходимо лишь для уплаты государственной пошлины за выдачу такого свидетельства. Действующее налоговое законодательство предоставляет наследнику право выбора исчисления государственной пошлины от инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества. Орган кадастрового учета не располагает сведения об инвентаризационной стоимости имущества, может представить только сведения о кадастровой стоимости объекта. Не принимая справку об инвентаризационной стоимости объекта, фактически нотариус требует оплаты нотариального тарифа от кадастровой или рыночной стоимости объекта, что противоречит положениям ст. 333.25 НК РФ. В соответствии с п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика 9плательщика сбора).

Нотариус Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3, надлежаще извещенная о времени и месте судебного разбирательства, не явилась, о причинах неявки суд не уведомила. В судебном заседании 30.06.2015 года с заявлением Федоровой Т. В. не согласилась, представила письменные возражения, в которых указала, что 01 января 2013 года закончился переходный период применения Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства (п. 1 ст. 43 закона), и с 01 января 13 года на всей территории Российской Федерации осуществляется государственный кадастровый учет. В переходный период положения указанного закона не применялись (п. 2 ст. 43 закона), и установлено, что в названный период государственный учет зданий, сооружений, помещений и объектов незавершенного строительства осуществлялся органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации (п. 2.3 ст. 43 закона), в порядке, установленном на день вступления в силу вышеуказанного закона нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства и государственного технического учета жилищного фонда (п. 2.2 ст. 43 закона). Вместе с тем, согласно части 8 статьи 47 Закона о кадастре впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с названным Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат данному Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 г. Статьей 19 Жилищного кодекса РФ предусмотрено проведение государственного учета жилищного фонда в Российской Федерации. В соответствии с п. 3 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 № 1301, государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет. Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются — БТИ). Согласно п. 7 вышеуказанного положения — в целях осуществления государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют техническую инвентаризацию жилищного фонда, которая, как и технический учет, осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства. Ввиду того, что нормативным правовым актом, устанавливающим названный порядок осуществления технического учета и технической инвентаризации и, представлявшим собой правовую основу для проведения такого учета и инвентаризации, являлось Постановление Правительства РФ от 04.12.2000 № 921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства», утратившее силу с 09.07.2013 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 27.06.2013 № 546, и фактически не применявшееся с ДД.ММ.ГГГГ в силу п. 8 статьи 47 Закона о кадастре, БТИ уже не могли осуществлять технический учет объектов недвижимости по причине замены его учетом кадастровым, и не являлись органами (организациями), осуществляющими учет объектов недвижимости по месту его нахождения и, как следствие, не имели права определять стоимость недвижимого имущества для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство. Министерство финансов РФ не наделено полномочиями по разъяснению действующего законодательства и практики его применения, тем более не относящегося к его установленной сфере деятельности; изданные этим ведомством письма, на которые ссылается заявитель, не должны являться руководством к действию, поскольку содержащиеся в нем выводы противоречат нормам федерального законодательства, обладающего более высокой юридической силой, а нормативные акты, на основании которых эти выводы сделаны, фактически не действуют. Органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, а также подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения осуществляли расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимого имущества, а также государственный учет объектов капитального строительства в переходный период до 1 января 2013 года; а инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества при исчислении нотариусами в 2014 г. государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследование объектов недвижимого имущества (зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства) не применяется. БТИ не обладают полномочиями по определению инвентаризационной стоимости объектов недвижимости для целей наследства. Однако, применение инвентаризационной стоимости для исчисления государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, возможно при соблюдении одновременно двух условий: определения такой стоимости и выдачи соответствующих документов до 01 января 2013 года. Например, наследодатель умер 01 января 2007 года, в 2008 году наследником были получены соответствующие документы об инвентаризационной стоимости наследуемого объекта недвижимости, однако за получением свидетельства о праве на наследство такой наследник обратился лишь в 2014 году.

Представитель нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 по доверенности ФИО9 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления Федоровой Т. В. по доводам, изложенным в письменных возражениях нотариуса ФИО3

Представитель ГУП Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» по доверенности ФИО10 полагает, что заявление Федоровой Т. В. подлежит удовлетворению. Суду пояснила, что ГУП Орловской области «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» имеет право на выдачу справок об инвентаризационной стоимости объектов недвижимости. Для исчисления государственной пошлины (нотариального тарифа) наследником может быть представлен документ с указанием инвентаризационной стоимости, выданной организациями, в том числе и предприятиями технической инвентаризации и оценки недвижимости, к которым относится ГУП ОО «МР БТИ». С 1 января 2013 года вместо государственного технического учета осуществляется государственный кадастровый учет объектов капитального строительства Росреестром. При этом в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости, производится их государственная кадастровая оценка. Под государственным техническим учетом признаются действия по внесению в Единый государственный реестр сведений об объектах учета, которые подтверждают существование таких объектов с характеристиками, позволяющими определить соответствующий объект учета в качестве индивидуально-определенной вещи. Согласно положениям части 3 статьи 44 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровые инженеры осуществляют в установленном Федеральным законом N 221-ФЗ порядке кадастровую деятельность в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства с 1 января 2013 года. При этом с 1 января 2013 года и до 1 января 2014 года эту кадастровую деятельность наряду с кадастровыми инженерами вправе осуществлять организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которые 31 декабря 2012 года имели право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию данных объектов недвижимости. С 1 января 2013 года и по настоящее время ГУП ОО «МР БТИ», как организация по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, которая до 31 декабря 2012 года имела право осуществлять государственный технический учет и (или) техническую инвентаризацию объектов недвижимости, а так же имеющую в штате предприятия 61 аттестованного кадастрового инженера, имеет право осуществлять кадастровую деятельность. Осуществление кадастровыми инженерами ГУП ОО «МР БТИ» с 01.01.2013 года деятельности по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации действующим законодательством не предусмотрено. Между тем, для целей исчисления налога на имущество физических лиц применяется инвентаризационная стоимость объектов недвижимого имущества (жилых домов, квартир, дач, гаражей, прочих строений, помещений сооружений). В соответствии с Уставом ГУП ОО «МР БТИ» создано для целей предоставления услуг гражданам, органам государственной власти и органам местного самоуправления в сфере управления и распоряжения недвижимым имуществом и получением прибыли. В указанных целях предприятие осуществляет техническую инвентаризацию и технический учет объектов капитального строительства, оценку и переоценку объектов капитального строительства, в том числе и для целей налогообложения, сбор и предоставление сведений об объектах капитального строительства для целей государственного статистического наблюдения, информационное и консультативное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом объектов капитального строительства, кадастровые работы и другие виды деятельности. Исключение из деятельности предприятия действий по осуществлению государственного учета, т. е. по внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр объектов капитального строительства, не означает, что другие действия по учету объектов недвижимости предприятием не выполняются, в том числе в отношении объектов, ранее учтенных в Едином государственном реестре объектов капитального строительства. Действующее законодательство не содержит запрета определять ГУП ОО «МР БТИ», как организации по учету объектов недвижимости, инвентаризационную стоимость объектов недвижимости, установление которой в рамках государственного кадастрового учета не предусмотрено, в том числе с целью предоставления нотариусу при уплате государственной пошлины. В соответствии с п. 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в РФ, БТИ осуществляет техническую инвентаризацию жилищного фонда, оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе и для налогообложения. Кадастровый учет не включает в себя определение инвентаризационной стоимости объекта. В действующем законодательстве отсутствует норма, прямо возлагающая на иной орган или организацию обязанности по определению инвентаризационной стоимости объекта недвижимости. Инвентаризационная стоимость наследственного имущества была определена на дату открытия наследства.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 310 ГПК РФ заинтересованное лицо, считающее неправильными совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать заявление об этом в суд по месту нахождения нотариуса или по месту нахождения должностного лица, уполномоченного на совершение нотариальных действий.

Согласно ст. 311 ГПК РФ заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении рассматривается судом с участием заявителя, а также нотариуса, должностного лица, совершивших нотариальное действие или отказавших в совершении нотариального действия. Однако их неявка не является препятствием к рассмотрению заявления.

В части 1 статьи 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) перечислены виды нотариальных действий, которые совершают нотариусы. К ним, в частности, относится выдача свидетельства о праве на наследство.

Согласно п. 1 ст. 1163 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ) свидетельство о праве на наследство выдается наследникам в любое время по истечении шести месяцев со дня открытия наследства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с п.1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.

Если заявление наследника передается нотариусу другим лицом или пересылается по почте, подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована нотариусом, должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия (пункт 7 статьи 1125), или лицом, уполномоченным удостоверять доверенности в соответствии с пунктом 3 статьи 185.1 настоящего Кодекса.

Согласно пунктам 4 и 19 раздела IX (Выдача свидетельства о праве на наследство) Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав» (утв. Решением Правления ФНП от 27 — 28.02.2007, Протокол N 02/07) (Извлечение) заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство может быть направлено по почте или передано нотариусу другим лицом, а также представителем наследника, действующим по доверенности или в силу закона в порядке, предусмотренном в пункте 1 ст. 1153 ГК РФ.

Личная явка наследника за получением свидетельства о праве на наследство не обязательна. Свидетельство о праве на наследство может быть выдано нотариусом законному представителю наследника при представлении соответствующих документов о полномочиях законного представителя или представителю наследника по доверенности, в которой должно быть отражено полномочие на получение такого свидетельства. Если наследником, принявшим наследство, представлены все необходимые документы для выдачи свидетельства о праве на наследство и произведена оплата нотариального тарифа в установленном размере, то по его просьбе, изложенной в письменной форме, свидетельство о праве на наследство ему может быть направлено нотариусом по почте. В случае отправления наследником заявления нотариусу с указанной просьбой по почте подпись наследника на заявлении должна быть засвидетельствована в соответствии со статьей 1153 ГК РФ (п. 1, абзац второй).

Из статьи 48 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (в редакции, действующей на момент обращения заявителя к нотариусу) нотариус отказывает в совершении нотариального действия, если: совершение такого действия противоречит закону; действие подлежит совершению другим нотариусом; с просьбой о совершении нотариального действия обратился недееспособный гражданин либо представитель, не имеющий необходимых полномочий; сделка, совершаемая от имени юридического лица, противоречит целям, указанным в его уставе или положении; сделка не соответствует требованиям закона; документы, представленные для совершения нотариального действия, не соответствуют требованиям законодательства.

Нотариус по просьбе лица, которому отказано в совершении нотариального действия, должен изложить причины отказа в письменной форме и разъяснить порядок его обжалования. В этих случаях нотариус не позднее чем в десятидневный срок со дня обращения за совершением нотариального действия выносит постановление об отказе в совершении нотариального действия.

Согласно ст. 49 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате заинтересованное лицо, считающее неправильным совершенное нотариальное действие или отказ в совершении нотариального действия, вправе подать об этом жалобу в районный суд по месту нахождения государственной нотариальной конторы (нотариуса, занимающегося частной практикой).

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса РФ за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону и по завещанию детям, в том числе усыновленным, супругу, родителям, полнородным братьям и сестрам наследодателя государственная пошлина уплачивается в размере 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, но не более № рублей; другим наследникам – в размере 0,6 процента стоимости наследуемого имущества, но не более № рублей.

В статье 333.25 Налогового кодекса РФ (далее НК РФ) установлены особ 2000 енности уплаты государственной пошлины при обращении за совершением нотариальных действий.

В силу подпункта 5 пункта 1 ст. 333.25 НК РФ при исчислении размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство принимается стоимость наследуемого имущества, определенная в соответствии с подпунктами 7 — 10 настоящего пункта.

По выбору плательщика для исчисления государственной пошлины может быть представлен документ с указанием инвентаризационной, рыночной, кадастровой либо иной (номинальной) стоимости имущества, выданный лицами, указанными в подпунктах 7 — 10 настоящего пункта. Нотариусы и должностные лица, совершающие нотариальные действия, не вправе определять вид стоимости имущества (способ оценки) в целях исчисления государственной пошлины и требовать от плательщика представления документа, подтверждающего данный вид стоимости имущества (способ оценки).

В случае представления нескольких документов, выданных лицами, указанными в подпунктах 7 — 10 настоящего пункта, с указанием различной стоимости имущества при исчислении размера государственной пошлины принимается наименьшая из указанных стоимостей имущества.

Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ оценка стоимости наследственного имущества производится исходя из стоимости наследуемого имущества (курса Центрального банка Российской Федерации — в отношении иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте) на день открытия наследства.

Положениями подпункта 8 пункта 1 статьи 333.25 НК РФ определено, что стоимость недвижимого имущества, за исключением земельных участков, может определяться оценщиками, юридическими лицами, которые вправе заключить договор на проведение оценки согласно законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, или организациями (органами) по учету объектов недвижимого имущества по месту его нахождения.

В судебном заседании установлено, что заявительница Федорова Т. В. является наследником первой очереди по закону на имущество ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ года. Наследственное имущество состоит из квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В установленный законом срок, 09.12.2014 года Федорова Т. В. в целях оформления своих наследственных прав обратилась к нотариусу Орловского нотариального округа ФИО3 с заявлением о принятии наследства, в связи с чем, было заведено наследственное дело №. Заявительницей были представлены свидетельство о смерти ФИО2, документы, подтверждающие родство с наследодателем, подтверждающие принадлежность имущества наследодателю, справка ГУП ОО «МР БТИ» от 26.11.2014 года об инвентаризационной стоимости наследственного имущества и другие необходимые документы.

Согласно представленной справке ГУП ОО «МР БТИ» от 26.11.2014 года инвентаризационная стоимость квартиры, расположенной по адресу: <адрес> на дату смерти наследодателя составляет № рублей.

По истечении срока для принятия наследства заявительница Федорова Т. В. обратилась к нотариусу Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на наследственное имущество: квартиру, расположенную по адресу <адрес>, подлинность подписи на котором засвидетельствована нотариально. Заявление направила по почте.

К указанному заявлению Федорова Т. В. приложила подлинник справки ГУП ОО «Межрегиональное бюро технической инвентаризации» от 26.11.2014 года и произвела оплату государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство по закону путем перечисления денежных средств нотариусу Орловского нотариального округа ФИО3 в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.24 Налогового кодекса РФ, 0,3 процента стоимости наследуемого имущества, исчисленной на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 333.25 Налогового кодекса РФ от инвентаризационной стоимости имущества, что составляет № рублей.

В своем заявлении Федорова Т. В. просила нотариуса ФИО3 в соответствии с п. 19 «Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав», направить свидетельство о праве на наследство по закону на наследственное имущество: квартиру, расположенную по адресу: <адрес> в Центральный филиал Орловской областной негосударственной некоммерческой организации «Орловская областная коллегия адвокатов» по адресу: <адрес>, а в случае отказа в совершении нотариального действия – вынести постановление об отказе в совершении нотариального действия, направив отказ по этому же адресу.

До настоящего времени свидетельство о праве на наследство по закону Федоровой Т. В. не выдано, постановление об отказе в совершении нотариального действия нотариусом не выносилось.

Проверяя доводы нотариуса о том, что ГУП ОО «МР БТИ» не является органом (организацией), осуществляющими учет объектов недвижимости по месту его нахождения и, как следствие, не имеет права определять стоимость недвижимого имущества для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, судом установлено следующее.

Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» N 221-ФЗ кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее — орган кадастрового учета).

Согласно п. 8 ст. 47 названного закона впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Федеральным законом указанные законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Федеральному закону или издаваемым в соответствии с ним иным нормативным правовым актам Российской Федерации. При этом нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года.

В силу частей 2.3 и 3 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2007 «О государственном кадастре недвижимости» N 221-ФЗ в переходный период государственный учет зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства осуществляют:

1) органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в ранее установленном порядке осуществления государственного учета;

2) подведомственные органу кадастрового учета государственные бюджетные учреждения в порядке осуществления государственного учета в переходный период.

В переходный период соответствующие органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в целях, связанных с осуществлением государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, выдают кадастровые паспорта объектов недвижимости. Такие кадастровые паспорта должны оформляться в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Таким образом, с 1 января 2013 года вместо государственного технического учета осуществляется государственный кадастровый учет объектов капитального строительства Россреестром.

Под государственным техническим учетом признаются действия по внесению в Единый государственный реестр сведений об объектах учета, которые подтверждают существование таких объектов с характеристиками, позволяющими определить соответствующий объект учета в качестве индивидуально-определенной вещи.

В соответствии с п. 4 ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд подлежит государственному учету в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пунктам 3-5, 7 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 (ред. от 30.01.2013) «О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации», государственный учет жилищного фонда в Российской Федерации включает в себя технический учет, официальный статистический учет и бухгалтерский учет.

Основу государственного учета жилищного фонда составляет технический учет, осуществляемый в порядке, установленном нормативными правовыми актами в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства.

Технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации — унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее именуются — БТИ).

БТИ осуществляют технический учет жилищного фонда в городских и сельских поселениях независимо от его принадлежности, заполняют и представляют формы федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом в территориальные органы государственной статистики.

Официальный статистический учет жилищного фонда осуществляется Федеральной службой государственной статистики и ее территориальными органами на основе обобщения форм федерального государственного статистического наблюдения за жилищным фондом, представленных БТИ, с периодичностью и в сроки, определяемые в ежегодных федеральных программах статистических работ.

В целях государственного учета жилищного фонда БТИ осуществляют: техническую инвентаризацию жилищного фонда; оценку и переоценку жилых строений и жилых помещений, в том числе для целей налогообложения; информационное и консультационное обслуживание и иную деятельность, связанную с государственным учетом жилищного фонда.

Согласно п. 9 названного Положения инвентаризационные сведения и иные данные технического учета жилищного фонда обязательны для применения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в следующих случаях:

составление государственной статистической и бухгалтерской (финансовой) отчетности по жилищному фонду;

исчисление и контроль базы налогообложения недвижимости в жилищной сфере.

Согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Поскольку налоговым законодательством Российской Федерации предоставлено право плательщика государственной пошлины на представление документа с указанием инвентаризационной стоимости имущества, принимая во внимание, что кадастровый учет не включает в себя определение инвентаризационной стоимости объекта, отсутствует норма, прямо возлагающая на иной орган или организацию обязанности по определению инвентаризационной стоимости объекта недвижимости, суд с учетом действующих норм о государственном учете жилищного фонда, приходит к убеждению, что ГУП ОО «МР БТИ» имеет право на выдачу справки об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости.

Довод нотариуса о том, что ГУП ОО «МР БТИ» не относится к органам (организациям), осуществляющими учет объектов недвижимости по месту его нахождения и, как следствие, не имеет права определять стоимость недвижимого имущества для исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельства о праве на наследство, является несостоятельным, поскольку исключение из деятельности предприятия действий по осуществлению государственного учета, т. е. по внесению соответствующих сведений в Единый государственный реестр объектов капитального строительства, не означает, что другие действия по учету объектов недвижимости предприятием не выполняются, в том числе в отношении объектов, ранее учтенных в Едином государственном реестре объектов капитального строительства.

Как следует из материалов дела, квартира <адрес> принадлежит на праве собственности наследодателю ФИО2 на основании договора на передачу квартиры в собственность граждан от 17.02.1994 года. Указанная квартира признается ранее учтенной в Едином государственном реестре объектов капитального строительства.

Действующее законодательство не содержит запрета определять ГУП ОО «МР БТИ» как организации по учету объектов недвижимости, инвентаризационную стоимость объектов недвижимости, установление которой в рамках государственного кадастрового учета не предусмотрено, в том числе с целью предоставления нотариусу при уплате государственной пошлины. Определение инвентаризационной стоимости объекта недвижимого имущества не может быть расценено как деятельность по государственному техническому учету, поскольку стоимость объекта определялась ГУП ОО «МР БТИ» не с целью государственного технического учета и включения сведений в Единый государственный реестр сведений об объектах учета, а с целью исчисления размера государственной пошлины при обращении за совершением нотариального действия.

Закрепленная в ст. 333.25 Налогового кодекса РФ норма о порядке исчисления размера государственной пошлины за выдачу свидетельств о праве на наследство не поставлена в зависимость от даты наступления смерти наследодателя. Поэтому утверждение нотариуса о том, что исчисление государственной пошлины (нотариального тарифа) за выдачу свидетельства о праве на наследство исходя из инвентаризационной стоимости объекта возможно только в том случае, если наследодатель умер до 01 января 2013 года, а за получением свидетельства наследник обратился лишь в 2014 году, является несостоятельным.

С учетом установленных обстоятельств, а также принимая во внимание, что нотариусом не было вынесено постановление об отказе в совершении нотариальных действий, суд приходит к выводу о незаконности действий нотариуса по отказу в выдаче наследнику Федоровой Т. В. свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО2, умершей 16.06.2014 года на основании оплаченного нотариального тарифа, исчисленного по справке ГУП ОО «МР БТИ» от 26.11.2014 года об инвентаризационной стоимости наследственного имущества – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

В силу ст. 312 ГПК РФ решение суда, которым удовлетворено заявление о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, отменяет совершенное нотариальное действие или обязывает совершить такое действие.

Согласно анализу приведенной нормы, особенностью резолютивной части является то, что в ней суд должен указать, какое именно нотариальное действие отменяется или какое действие необходимо совершить. В решении суда об обязании совершить нотариальное действие должно быть указано, какое нотариальное действие должно быть совершено указанным в заявлении нотариусом (иным должностным лицом).

Поскольку нотариусом Федоровой Т. В. было отказано в выдаче свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ года, исчисление нотариального тарифа не относится к видам нотариальных действий, наследник в своем заявлении о выдаче свидетельства о праве на наследство просил направить ему свидетельство по почте, то суд, приходя к выводу о незаконности действий нотариуса по отказу в выдаче заявителю свидетельства о праве на наследство по закону, считает необходимым возложить на нотариуса ФИО3 обязанность по совершению нотариального действия по выдаче Федоровой Т. В. свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ, направив его заявителю по почте по адресу: <адрес> Центральный филиал Орловской областной негосударственной некоммерческой организации «Орловская областная коллегия адвокатов».

Согласно ч. 1ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно п. 10 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ дела по заявлениям о совершенных нотариальных действиях или об отказе в их совершении рассматриваются судом в порядке особого производства.

Положениями ч. 1 ст. 263 ГПК РФ дела особого производства рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными наст 2000 оящей главой и главами 28 — 38 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче заявления по делам особого производства, рассматриваемым в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации, судами общей юрисдикции, государственная пошлина уплачивается в размере № рублей.

Поскольку главой 37 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов по рассмотрению заявлений о совершенном нотариальном действии или об отказе в его совершении, вопрос о судебных расходах, понесенных заявителем, разрешается судом в соответствии с правилами, предусмотренными главой 7 ГПК РФ.

В связи с тем, что заявление Федоровой Т. В. признано обоснованным, суд в соответствии со ст. 98 ГПК РФ приходит к выводу о взыскании с нотариуса ФИО3 в пользу Федоровой Т. В. расходов по оплате государственной пошлины в сумме № рублей.

В качестве судебных издержек Федорова Т. В. заявила к возмещению почтовые расходы в сумме № рублей, связанные с направлением нотариусу её заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону. Расходы в указанной сумме не связаны с рассмотрением настоящего дела, поэтому возмещению заявителю не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199, 310-312 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Федоровой Т.В. удовлетворить.

Признать незаконными действия нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3, выразившиеся в отказе совершения нотариального действия по выдаче Федоровой Т.В. свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ года.

Обязать нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 совершить нотариальное действие по выдаче Федоровой Т.В. свидетельства о праве на наследство по закону на имущество ФИО2, умершей ДД.ММ.ГГГГ года.

Взыскать с нотариуса Орловского нотариального округа Орловской области ФИО3 в пользу Федоровой Т.В. расходы по оплате государственной пошлины в сумме № рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Орловского областного суда через Северный районный суд г. Орла в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Решение в окончательной форме будет изготовлено в срок до 17 августа 2015 года включительно.

Судья Тишаева Ю. В.

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о