Федеральная Нотариальная Палата о праве заявителя выполнить всю правовую и техническую работу самостоятельно

В ходе проведения различных семинаров и круглый столов периодически возникает вопрос о правилах взимании нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера. В связи с этим хотелось бы высказать мнение по данному вопросу.

Возможность взимания нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера следует из двух норм Основ законодательства Российской Федерации о нотариате: статей 15 и 23. В соответствии со статьей 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус имеет право составлять проекты сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных действий. Согласно статьей 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате одним из источников финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за оказание услуг правового и технического характера.

При этом, как разъяснил Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 1 марта 2011 г. № 272-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Чераневой Антонины Афанасьевны на нарушение ее конституционных прав абзацем третьим части первой статьи 15 и частью первой статьи 23 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»: «Предоставляемые нотариусами услуги правового и технического характера по своей сути являются дополнительными (факультативными) по отношению к нотариальным действиям, содержание которых определяется законодательством. Так, в соответствии со статьями 9, 16, 48 и 50 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате нотариус при совершении нотариальных действий обязан обеспечить их законность, соблюдать правила ведения делопроизводства (включая требования к ведению реестра и наследственного дела), оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий. Реализация нотариусами этих публичных обязанностей в ходе совершения нотариальных действий не может одновременно рассматриваться в качестве оказания ими услуг правового и технического характера.

Между тем лицо, обратившееся к нотариусу, не связано необходимостью получения от нотариуса — помимо нотариальных действий — дополнительно услуг правового или технического характера. Получение этих услуг для лица, обратившегося к нотариусу, носит исключительно добровольный характер: при его несогласии с формой, структурой, размерами оплаты этих услуг и прочими условиями такие услуги не оказываются, а их навязывание нотариусом недопустимо. Лицо, обратившееся к нотариусу, вправе при необходимости самостоятельно осуществлять соответствующие действия.»

Таким образом, нотариус не вправе навязывать оказание услуг правового или технического характера и тем более взыскивать плату за них без фактического оказания. Вместе с тем абсолютно бесспорной является возможность взыскание нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера при подготовке проектов договоров и иных документов, изготовлении копий документов и последующем совершении нотариального действия на основании данных проектов и копий. При этом существует мнение, что нотариус не вправе взимать плату за оказание услуг правового и технического характера, если нотариальное действие не совершалось. Однако, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в указанном выше определении, оказание услуг правового и технического характера носит, по отношению к нотариальному действию, дополнительный (факультативный) характер. Таким образом, возможно как совершение нотариальных действий, без оказания услуг правового и технического характера, так оказание указанных без совершения в дальнейшем нотариального действия (например, когда стороны подготовленного проекта договора по независящим от нотариуса причинам отказались его заключения). При этом законодатель не установил какого либо запрета на взимание нотариусами платы за оказание услуг правового и технического характера, если нотариальное действие не совершалось. Иное толкование, по моему мнению, будет нарушать права нотариуса, в частности закрепленное в части 3 статьи 37 Конституции РФ право на вознаграждение за труд. Однако нотариус, исходя из ограничений, установленных статьей 6 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, не вправе изготавливать проекты договоров и иных документов, если заранее знает, что лица, обратившиеся к нему за оказанием услуг правового и технического характера, не намерены просить совершить нотариальное действие.

Как разъяснило Министерство финансов Российской Федерации в письме от 26 мая 2011 г. N 03-05-06-03/39: «За составление проектов сделок, заявлений и других документов, определенных статьей 15 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, как за оказание услуг правового и технического характера, взимается плата с учетом себестоимости затрат на составление данных документов. Учет указанных действий и размер их оплаты ведутся в реестре для регистрации нотариальных действий».

В этой связи представляется верной сложившаяся в ряде регионов практика, когда в случае, если нотариусом был подготовлен проект договора, а нотариальное действие не было совершено, взыскивается плата за подготовку проекта и вносятся сведения о ее взимании в реестр нотариальных действий. При этом номер в графе 1 реестра регистрации нотариальных действий не указывается, а в графе 5 указывается слово «проект» и название документа, который был подготовлен.

Александр Сагин
начальник юридического отдела Федеральной нотариальной палаты
22 марта 2018 года

Источник: официальный сайт Федеральной Нотариальной Палаты

0 0 голоса
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии